Онлайн-конференция на тему: "Проблемные вопросы ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено"

30 мая 2017 10:00 - 30 мая 2017 12:00

Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан проводит во вторник, 30 мая, с 10:00 до 12:00 (время московское) онлайн-конференцию с операторами связи, предоставляющими доступ к сети «Интернет», по проблемным вопросам ограничения доступа к информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обращаем внимание, что поступающие вопросы проходят предварительную модерацию с целью определения их соответствия тематике конференции, исключения повторов и т.д.

Ответы, которые специалисты не успеют предоставить в отведенное для онлайн-конференции время, будут опубликованы позже, по мере готовности.

Участники конференции

Сергиенко Сергей Станиславович
Главный специалист-эксперт отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан
Порфирьева Марина Викторовна
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан.
Галаутдинов Рустам Зуфарович
Заместитель руководителя - начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан
Нужный Роман Геннадьевич
Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов УИТ ФГУП "РЧЦ ЦФО" в ПФО

Вопросы

3
Евгений
Добрый день! У меня остался неотвеченным вопрос от 22/12/16. Просто перепечатываю переписку: "Версия АРМ Ревизор с 22/12/16 обновилась, но фиксация "нарушений" по неопределенным ip-адресам осталась. например, "http://igrovie-avtomati.su/, 35.156.172.169, GET" - такого ip-адреса нет в реестре запрещенных. Общеизвестные dns-сервера (google,yandex) - не дают данный адрес для данного домена даже при дополнительном резолвинге. 22.11.2016 8:23, jbi@elaz.ru пишет: > Добрый день! > В продолжение нашего вчерашнего разговора привожу пример фиксации "нарушения" на примере testigosdejehova.org > "C:WindowsTemp>nslookup www.testigosdejehova.org > TхЁтхЁ: google-public-dns-a.google.com > Address: 8.8.8.8 > > *** google-public-dns-a.google.com не удалось найти www.testigosdejehova.org: No response from server > > C:WindowsTemp>ping www.testigosdejehova.org > При проверке связи не удалось обнаружить узел www.testigosdejehova.org. > Проверьте имя узла и повторите попытку. > C:WindowsTemp>ping testigosdejehova.org При проверке связи не удалось обнаружить узел testigosdejehova.org. Проверьте имя узла и повторите попытку. " - как видно, проверка по nslookup и ping дает отрицательный результат т.е. домен/сайт не доступен вообще. Но в отчетах за три дня он фиксируется в сочетании с ip-адресами (каждый раз разными) 52.216.0.138, 54.231.33.161, 54.231.32.97. Этих адресов в реестре запрещенных сайтов на момент проверки - нет и не было. Проверка на необходимость обновления реестра выполняется ежечасно. Принудительное скачивание реестра (т.е. если даже не было изменений) производится через 6 часов. Обновление правил блокировок производится внесением только изменившихся записей (т.е. случаи пропусков в момент обновления - исключаются). " Можете это прокомментировать? Что с этим делать и как реагировать?
Нужный Роман Геннадьевич, Начальник группы мониторинга интернет-ресурсов УИТ ФГУП "РЧЦ ЦФО" в ПФО

К сожалению, в вопросе нет полных данных для восстановления переписки. Просим обратится за подробной консультацией в РЧЦ ПФО по телефону (831) 416-02-70 доб. 430. Но в любом случае, утилита ping не может использоваться для однозначного определения: заблокирован ресурс или нет.

 

2
Владислав, ООО "СвязьИнформБюро", г.Казань
1. Каким правовым документом определяются условия и процедура мониторинга ФГУП РЧЦ за деятельностью операторов связи? Реквизиты такого документа, сведения о его регистрации в Минюсте РФ, если таковые имеются? 2. Правомерно ли осуществление мониторинга одной коммерческой организацией (согласно статье 113 ГК РФ, ФГУП РЧЦ – это коммерческая организация) за деятельностью другой коммерческой организации? 3. Является ли устройство Агент-Ревизор лучшим в мире мониторинговым устройством? Имеет ли это устройство погрешности в своей работе? Как и кем выявляются недостатки и сбои в работе устройства, если таковые имеются (наличие сертификата устройства на обозначенные вопросы ответов не содержит)? 4. Статьями 14.1 и 13.34 КоАП РФ не предусмотрена фиксация административного правонарушения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме (как, например, фиксация отдельных правонарушений в области дорожного движения). Являются ли полученные таким способом сведения достоверными и допустимыми доказательствами совершения административного правонарушения по действующему законодательству? 5. Роскомнадзор и радиочастотная служба не знакомили операторов связи с функциональными возможностями и техническими особенностями устройства Агент-Ревизор, однако операторам связи стало известно, что устройство Агент-Ревизор не может отображать визуальную информацию. Так ли это? Если это так, то кем изготавливаются скриншоты, прилагаемые к актам мониторинга? 6. Каким образом оформляется взаимодействие оператора связи и радиочастотной службы, каковы условия такого взаимодействия, если навязанный операторам связи договор безвозмездного пользования устройством Агент-Ревизор является в действительности юридически некорректным договором, поскольку устройством пользуется не оператор связи, а радиочастотная служба как собственник устройства?
Галаутдинов Рустам Зуфарович, Заместитель руководителя - начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан

1. Действующим законодательством РФ в области необходимость издания правового акта утверждающего условия и процедуру мониторинга не предусмотрена.

Алгоритм работы АС «Ревизор» приведён в соответствие с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 07 июля 2016 года № 8 «О рекомендациях по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также утверждены руководством Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Данные рекомендации размещены на сайте Роскомнадзора https://eais.rkn.gov.ru/docs/Rekomendation.pdf.

2. Правомерно. Функции, полномочия и права радиочастотной службы определены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 434 «О радиочастотной службе». Рекомендуем ознакомиться с полномочиями ФГУП РЧЦ на официальном сайте http://www.grfc.ru/rfs/about/

3. Для эксплуатации Агента АС "Ревизор" его признания "лучшим в мире мониторинговым устройством" не требуется.

Сравнение устройств мониторинга Роскомнадзором не проводилось.

Агенты АС «Ревизор» не являются средствами измерения и не имеют погрешности. Результат проверки доступности ресурса, проводимой агентом на сети оператора связи, бинарен – ресурс либо заблокирован оператором связи, либо нет. При выявлении доступа к таким ресурсам агентом АС «Ревизор» в системе сохраняются http-ответ сервера, html-код страницы и скриншот ресурса. Перед направлением материалов в Роскомнадзор эти данные проверяются работниками РЧЦ ЦФО вручную для исключения «ложных» срабатываний.

4. Результаты мониторинга, полученные с использованием АС Ревизор, отражают факты не ограничения доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В этой связи результаты соответствующего мониторинга могут являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Сведения, полученные от оборудования АС "Ревизор" являются достоверными и достаточным доказательством совершения административного правонарушения по действующему законодательству.

В соответствии с процедурами КоАП РФ лица, в отношении которых составляется протокол об административной ответственности вызываются на составление протокола. В ходе составления протокола об АП указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Решение о привлечение к административной ответственности по ст.14.1 и 13.34 КоАП РФ принимает суд в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

Оператор связи в праве приводить свои доводы в суде, которые, по его мнению, могут служить основанием для освобождения от административной ответственности.

5. Разработчиком Программного обеспечения, с помощью которого создаются скриншоты (механизм) в АС "Ревизор" - ООО "МФИ Софт" предусмотрено, что в случае выявления доступа к ресурсу агент получает и сохраняет в системе скриншот, который может быть в дальнейшем использован для отображения (в том числе как приложение к актам мониторинга). Программный продукт,  в составе агента АС "Ревизор" сертифицирован (Сертификат соответствия от 05.10.2016 № ОС-1-СУ-0496).

6. Приказом Роскомнадзора "Об утверждении Порядка предоставления операторам связи технических средств контроля за соблюдением оператором связи требований, установленных статьями 15.1 - 15.4 Федерального закона от 27 июня 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что технические средства контроля (агенты АС «Ревизор») предоставляются радиочастотной службой операторам связи в безвозмездное пользование. Взаимодействие осуществляется в рамках заключаемого договора безвозмездного пользования. В случае несогласия с условиями договора оператор связи вправе обратиться в суд.

1
Радик (ЗАО "ИнКом")
Уважаемые участники конференции! Просим Вас разъяснить следующее, чем руководствуется ФГУП «РЧЦ» отказываясь предоставить полную информацию об алгоритме работы и проверки агентом АС «Ревизор», почему не раскрывается методика фиксирования и составление протоколов и актов, что бы был полностью прозрачным механизм, в настоящее время просто идут однобокие заявления, что результаты проверок агентом априори являются неоспоримыми, хотя это просто даже по определению техническое средство контроля, а любая техника подвержена ошибкам. Чем руководствоваться оператору связи, какими рекомендациями, нормативными документами, для осуществления блокировок, исходя из разъяснений, полученных нами от ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ПФО исх.№ 04-00-0804/1596 от 23.05.2017 г.: «Распоряжение Роскомнадзора от 07.07.2016 № 8 «О рекомендациях по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет» не является нормативно-правовым документом…» прокомментируйте пожалуйста данное утверждение.
Галаутдинов Рустам Зуфарович, Заместитель руководителя - начальник отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан

Роскомнадзор и ФГУП "РЧЦ ЦФО" в своей конференции от 28.02.2017 подробно осветили алгоритм проверки доступности запрещенных ресурсов (вопрос № 68)

В своей работе оператор связи должен руководствоваться действующим законодательством РФ (126-ФЗ "О связи", 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др.) Фразу "Распоряжение Роскомнадзора от 07.07.2016 № 8 «О рекомендациях по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет» не является нормативно-правовым документом…" следует понимать в том смысле, что оператор имеет право самостоятельно принять достаточные и необходимые меры, даже сверх того, что указано в распоряжении для блокировки запрещенных ресурсов.

Время публикации: 22.05.2017
Последнее изменение: 23.05.2017 08:27